Пимен (Белоликов) (1879 - 1918) – епископ Семиреченский и Верненский (Алма-Атинский), священномученик
- Раздел: Святые
Память 16 сентября (3 сентября по ст. ст.), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских.
В миру Белоликов Петр Захарович, родился 5 ноября 1879 года в селе Васильевском Череповецкого уезда Новгородской губернии шестым из семи сыновей в семье настоятеля Васильевской церкви, священника Захарии Белоликова, и его супруги Марии Ивановны — дочери священника Иоанна Орнатского. Известные санкт-петербургские священники Философ и Иоанн Орнатские приходились ему двоюродными братьями. Через отца Иоанна Пётр Белоликов находился в свойском родстве с великим кронштадтским пастырем - святым праведным Иоанном Кронштадтским.
В 1894 году окончил Кирилловское духовное училище, в 1900 году - Новгородскую духовную семинарию по I разряду.
В 1900 году поступил в Киевскую духовную академию, которую закончил в числе лучших. В его дипломном сочинении "Отношенье Вселенских Соборов к творениям Церковных Писателей" исследовался догматический вклад святоотеческой литературы в деятельности семи Вселенских Соборов.
6 августа 1903 года принял монашеский постриг с именем в честь Киево-Печерского преподобного Пимена Многоболезненного.
24 августа 1903 года рукоположен во иеродиакона митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким).
3 июля 1904 года рукоположен во иеромонаха епископом Платоном, ректором Киевской духовной академии.
В 1904 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен миссионером в Урмийскую миссию.
12 августа 1904 года получает приказ о своем назначении миссионером в Урмийскую миссию. Находясь в Персии, иеромонах Пимен вскоре овладел древнесирийским и новосирийским языками, местными тюркскими наречиями, что дало ему возможность проповедовать православным сирийцам на их родном языке. Он занимается переводами древнесирийских святоотеческих текстов, а также переводом на сирийский язык богослужебных чинопоследований. Преподавал, а затем ректорствовал в училище при миссии, защищал интересы православного населения перед персидскими властями. Годы его служения пришлись на персидские смуты (1906-1911 гг.). В этот период он издаёт небольшую книгу "Православная Урмия в годы персидских смут". Возведён в сан игумена.
С 1906 года помощник начальника той же миссии. Со временем горячее желание вернуться в Россию побудило его выехать из Миссии. В одном письме он писал: "Не только в Ардоне, но даже и в других худших местностях я найду всегда много хорошего, лишь бы не была у меня отнята способность и возможность славить Бога и молиться за себя и за людей...".
3 марта 1911 года был назначен ректором Александровской Ардонской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В новом качестве уделял много времени воспитанникам, преподавал курс Нового Завета, восстанавливал расстроенный бюджет семинарии. Занимался также проповеднической деятельностью во Владикавказе, печатался во "Владикавказских епархиальных ведомостях", был благочинным монастырей. Тем не менее, вскоре он начал сожалеть о совершенном шаге и в нём окрепло намерение вернуться в Урмийскую миссию, так-как в то время в Персии начались беспорядки и волнения. Несмотря на перспективу быстрого повышения по службе в Ардоне, обратился с прошением опять отправиться Урмию.
19 июля 1912 года был вновь назначен в Урмийскую миссию на прежнюю должность. Назначен ректором семилетнего училища при миссии и наблюдателем над сельскими церковными школами. Является редактором журнала "Православная Урмия". Помимо миссионерской работы, им окормлялись находившиеся в Персии казачьи войска. Вёл переписку с архиепископом Японским святителем Николаем (Касаткиным).
К концу 1913 года у Миссии чётко просматривались перспективы широкого присоединения к Православию всего сирийского народа. Был близок к подчинению России и переходу в Православие несторианский национальный центр патриарха Мар Шимуна XIX Беньямина в Кудчанисе. Присоединение должно было привести за собой сирийцев турецких областей Гявар, Джилу, Тияры, Баз, Тхума. Но начавшаяся летом 1914 года Первая мировая война, объявление 29 октября 1914 года войны России и Турции остановило дело широкого присоединения к Православию сирийцев.
Осенью 1914 года архимандрит Пимен назначен ректором Пермской духовной семинарии. Возглавляет в Перми епархиальное общество трезвости, совместно с епископом Пермским Андроником проводит чтения для народа при часовне Пермского Стефановского братства.
6 августа 1916 года хиротонисан во епископа Салмасского и назначен начальником Урмийской Миссии, куда прибыл 30 сентября 1916 года. Но сложность политической обстановки и многолетняя привязанность паствы к предшественнику епископа Пимена епископу Сергию (Лаврову) явились причиной того, что епископ Пимен стал ходатайствовать о своём переводе в Россию. "Лучше быть псаломщиком в России, чем епископом в Урмии", писал он в одной из телеграмм.
После многочисленных прошений, определением Святейшего Синода от 3 июля 1917 года было решено уволить его от должности начальника Урмийской миссии и назначить его на кафедру епископа Семиреченского и Верненского, викария Туркестанской епархии.
11 октября 1917 года он прибыл в Верный (ныне Алма-Ата), где был тепло встречен духовенством и горожанами. С первых дней владыка Пимен без устали трудится на вверенной ему ниве Христовой. "За каждой Литургией Владыка поучает паству, освящая на основании слова Божия современные события и по окончании Литургии совершает краткое молебное пение о прекращении брани. По воскресным дням в Крестовой церкви за вечерним богослужением читает акафисты и беседует с молящимися". Он возобновляет в Народном Доме воскресные дневные чтения для народа, на которых, рисуя картину бедствий России, он доказывает со всей очевидностью, что следование духу и слову Евангелия несовместимо с революционным началом.
3 декабря 1917 года в Архиерейских покоях открывается съезд градо-верненского духовенства. Он посвящается исключительному событию в жизни Русской Церкви - избранию патриарха. В числе его насущных вопросов стоит помощь голодающим детям.
Вскоре после октябрьского переворота в городе началась гражданская война. В этих условиях одним из главных направлений деятельности епископа стало миротворческое усилие, напоминание о братолюбии и доброделании Христа ради. Он организует церковное шествие с иконами и колокольным звоном и сам становится во главе его, направляясь с народом на поклон к казачеству, где служит молебен и призывает прекратить братоубийственную войну. В светлую седмицу 1918 года и на преполовение Пасхи он проводит два грандиозных крестных хода от Кафедрального собора к храмам казачьих станиц с целью установления сословного мира. При всех поворотах событий епископ Пимен намерен был оставаться со своей паствой. Среди крови и страданий он видел главную свою задачу - нести утешение народу в его несчастьях.
Семиреченский владыка не мог принять декретов, направленных на уничтожение в России христианского благочестия. Это была неизбежная контрреволюция. 9 июня 1918 года ревтрибуналом начато первое дело на епископа Пимена.
Позиция епископа Пимена была оправданным продолжением борьбы Поместного Собора с декретами советской власти, касающимися Церкви, развернувшейся летом 1918 года в Москве. Он рассылает по приходам Семиречья указания по Таинству брака, сообразные с решениями Собора. И снова последовали ответные действия властей - вторичное предписание ревтрибуналу начать следствие по предъявленным епископу Пимену обвинениям в противостоянии декретам Советской власти.
Несмотря на явно грозившую ему опасность, епископ Пимен продолжает делать то дело, к которому его обязывает его архипастырский долг. Вслед за Патриархом Тихоном и своим духовным наставником Пермским епископом Андроником, епископ Пимен разоблачает демагогию и казуистику большевистских воззваний, призывает к противостоянию безбожной власти. Впоследствии его проповеди были охарактеризованы как "контрреволюционные речи с амвона".
26 июня 1918 года он открывает очередной съезд Семиреченского духовенства, на котором в соответствии с постановлениями Поместного Собора архипастырь призвал народ к сплочению и единению на приходах, к радикальному обновлению приходской жизни.
Откровенная позиция преосвященного Пимена, народная любовь и доверие народа к архиерею вызвало у революционной власти решимость расправиться с ним.
16 сентября 1918 года епископ Пимен был арестован бойцами отряда Мамонтова, вызванного специально из района Сарканда, и в этот же день расстрелян в роще Баума в 8 верстах от Верного (Алма-Ата). Его тело было найдено в белом подряснике, закрытое листвою. Признаться, в этом новые власти побоялись. На следующий день в "Вестнике Семиреченского трудового народа" был напечатан приказ облисполкома с ложной информацией о высылке мятежного епископа и угрозой всем сочувствующим: "За контрреволюционные выступления против Советской власти и как враг трудового народа и крестьянской бедноты архиерей Пимен подлежит высылке из пределов Семиреченской области, что 16 сентября и исполнено. Все сторонники, защитники и приспешники высланного контрреволюционного архиерея Пимена объявляются контрреволюционерами и будут наказываться с применением мер военного времени".
Подробности зверского убийства были приведены писателем Д. Фурмановым в документальном романе "Мятеж". На месте, где после расстрела лежало тело владыки, в течении долгих лет был виден ровный прямоугольник - размером с человека - красного мха, какого нигде больше не было во всей старинной роще. Впоследствии на том месте был поставлен гранитный обелиск.
Канонизирован как местночтимый святой Алма-Атинской епархии Русской Православной Церкви 12 октября 1997 года в кафедральном соборе Алма-Аты. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Тропарь, глас 1:
Пастырства тезоимените первопастырю Семиречья и первый Верненский священномучениче, святителю отче наш Пимене, Христу, доброму Пастырю, усердно молися: в вере, надежде, и любви утвердити паству твою.
Кондак, глас 3:
Пастыреначальнику Христу подражая, за врученное ти стадо душу свою положил еси Пимене, архипастырю и мучениче, молитвами твоими паству твою соблюди невредиму от всех навет вражиих.
Молитва
О, священная главо, пастырю добрый словеснаго стада своего, священномучениче Христов Пимене, теплый и неусыпный о нас заступниче в скорбех и бедах и во всяких нуждах! Услыши нас, грешных и недостойных, молящихся тебе, испроси нам веры православныя утверждение, надежды на всеблагое Божие промышление укрепление, любве к Богу и ближним нашим умножение, мудрости небесныя снискание, да пребудет щедрое благословение Царя Славы, Господа нашего Иисуса Христа, над страною нашею и престольным градом епархии твоея, да избавимся от землетрясения, огня, междоусобныя брани, глада и мора и иныя пагубы, но да будет в нас, ходатайством твоим, святе, мир, братолюбие друг к другу сердечное, благочестие и послушание, душевных и телесных сил крепость и здравие, радость и тишина духовная. Да тако в веце сем, скоропреходящем, поживше, с тобою, пастырю наш милостивый, на вечных пажитех Христовых со всеми святыми обрящемся, славя Бога нашего, во Святей Троице от небесных и земных воспеваема и поклоняема, во веки. Аминь.