Глава Православной Церкви Казахстана провел совещание по строительству Александро-Невского храма в городе Алма-Ате
В Алма-Ате прошло заседание Епархиального совета Астанайской и Алма-Атинской епархии
Митрополит Александр совершил воскресную Литургию в храме Представительства Митрополичьего округа в Москве
Подведены итоги дистанционного конкурса детского рисунка
«Чин великого освящения храма». Статья протоиерея Александра Суворова к освящению Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты

Редакция сайта Mitropolia.kz по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра публикует статью протоиерея Александра Суворова, руководителя отдела по связям с общественностью Казахстанского Митрополичьего округа, ключаря Вознесенского кафедрального собора «Чин великого освящения храма». Материал подготовленный к великому освящению Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты, подробно рассказывает о порядке совершения чина, особенностях священнодействий и их духовном значении.


1 ноября 2020 года, в неделю 21-ю по Пятидесятнице, в жизни Православной Церкви Казахстана состоится грандиозное событие – Великое освящение архитектурной жемчужины, исторической доминанты нашего города – Вознесенского кафедрального собора.

В день освящения архитектурное здание, становится Храмом, Церковью. Освящение храма не даром носит название «обновления», потому что чрез освящение храм из обыкновенного, хоть и красивого строения, делается святым, а потому совершенно иным, новым. По правилам Православной Церкви (IV Всел. Соб., 4-е прав.) освящение храма совершает архипастырь.

Накануне в храм приносятся святые мощи, которые поставляют на дискос под звездицею и покровом пред образом Спасителя на аналое, и пред ними возжигается лампада. Пред царскими вратами поставляется стол, на котором полагаются принадлежности престола: Святое Евангелие, крест, священные сосуды, одежды на престол и на жертвенник, гвозди и другие необходимые при освящении Церкви принадлежности, а по четырем угла стола поставляются зажженные свечи. В алтаре ставится стол, застланный пеленой, и на нем поставляются святое Миро, вино, розовая вода, стручец для помазания Миром, кропила, камни для прибивания гвоздей.
Священнослужители, участвующие в освящении храма, облачаются во все священные одежды, а сверху этих одежд, одевают белые запоны и подпоясывают их. После облачения священнослужители вносят царскими вратами стол с приготовленной утварью и поставляют его на правой стороне в алтаре, затворяются Царские врата и начинается, священнодействие.

В центральной части Алтаря установлен Престол, - самый важный, сакральный предмет в храме, на котором будет совершаться Бескровная Жертва - Евхаристия.  Для создания Престола преимущественно используется дуб, как символ того, что Престол возводится навеки, поэтому дерево берется самое крепкое, которое со временем твердеет.

Предстоятель кропит будущий Престол Святой водой, после чего углы Престола поливаются крестообразно кипящим воскомастихом. Воскомастих – мастика (т. е. состав из воска, толченого мрамора, росного ладана, алоэ и других благовонных веществ), служа вместе с особыми коваными гвоздями средством для прикрепления доски престола, в то же время знаменует те ароматы, которыми помазано было тело Спасителя, снятое со Креста. Гвозди забивают камнями. Ножами соскребают остатки воскомастиха. Ножи и камни кладутся под престол, где они пребудут – пока стоит церковь.

После утверждения Престола отверзаются царские врата, до сих пор закрытые, и архипастырь, обратясь лицом к народу, преклонив колена вместе с верующими, читает у царских врат молитву, в которой, подобно Соломону, просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный жертвенник и низвели на нас благодать небесного осенения.

После утверждения Престол омывается двукратно: в первый раз теплою водою с мылом, а во второй раз — розовою водою, смешанною с красным вином. Эта особое вещество называется родостамна. При омовении престола водою поется 83-й псалом, а после омовения престол отирается полотенцами. Вторичное омовение престола состоит в троекратном крестовидном возливании на него родостамны. При каждом возливании смешения архиерей говорит слова 50-го псалма: «Окропиши мя иссопом и очищуся: омыеши мя и паче снега убелюся», а после третьего возливания читаются остальные стихи до конца псалма. Священники растирают родостамну, втирая ее руками в верхнюю доску престола, затем каждый священник губою вытирает «трапезу».

После омовения трапезы архипастырь с благословением имени Божия приступает к таинственному помазанию ее святым Миром. Сперва он изображает Миром три креста на поверхности трапезы: один посередине трапезы, а другие два — по обе стороны ее немного ниже, предозначая те места, где во время Литургии должны стоять Святое Евангелие, дискос и чаша; потом изображает по три креста на каждой стороне столпов престола и на ребрах; наконец, на антиминсе изображает святым Миром три креста. При этом диакон на каждое помазание возглашает: «Вонмем», а участники священнодействия трижды произносят: «Аллилуиа». Хор в это время поет 132-й псалом: «Се что добро или что красно». После миропомазания престола возглашается: «Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки веков!» В этом действии можно узреть важный момент: как младенца помазывают миром при крещении, также и новосооруженный престол помазывают миром в ознаменование его «рождения».

После помазания Миром Престол облачается в одежды, окропленные святою водою. Поскольку престол знаменует гроб Христов и Престол Царя Небесного, то на него и возлагается две одежды: нижняя — «срачица» и верхняя — «индития». Надев на Престол нижнюю одежду («срачицу»), священнослужители троекратно опоясуют Престол вервию (веревкой) так, что на каждой стороне его образуется крест. При опоясывании престола поется 131-й псалом. После облачения престола в нижнюю одежду возглашается: «Слава Богу нашему во веки веков». Потом освящается верхняя одежда Престола (индития), и ею облачается престол при пении 92-го псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», затем на Престол возлагают после окропления святой водою илитон, антиминс, Евангелие, крест и все это покрывают пеленою. Антиминс, - пожалуй самый главный Предмет на Престоле. Это особый плат, подписанный святителем, с частичкой вшитых в него Мощей (как правило мучеников).  В раннехристианские времена литургию совершали в катакомбах на гробах мучеников. Впоследствии, после прекращения гонений на христиан (c VIII века) и при увеличении количества храмов, часть мощей, согласно 7-му Правилу Седьмого Вселенского Собора, начали вкладывать в появившиеся престолы (в специальные ковчежцы), что стало обязательной частью чина освящения храма. Позже частицы мощей, закатывая в воскомастих, начали вшивать также и внутрь антиминса. На антиминсе при необходимости можно совершить литургию в любом месте. Без антиминса нельзя совершить даже в храме. С XIII века в Номоканоне было зафиксировано правило, по которому священник обязывался служить на подписанном епископом антиминсе.

Воздав славу Богу («Благословен Бог наш…»), святитель повелевает старейшему пресвитеру облечь, с окроплением святой водою, жертвенник в священные одежды, поставить на нем освященные сосуды, покровы и закрыть их пеленою. Жертвенник есть место только приготовления жертвы, а не освящения ее, а потому он и не освящается подобно престолу. При облачении жертвенника в одежды и при поставлении на нем сосудов и покровов ничего не произносится, только бывает кропление святой водою, и затем все на жертвеннике покрывается пеленою. Запоны с участников освящения снимаются, и царские врата открываются.

После освящения престола освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою и миропомазанием стен. Святитель, совершив каждение в алтаре, исходит и кадит весь храм в предшествии протодиакона со свечою, а за архипастырем следуют два старейших пресвитера, из которых один кропит святой водою стены церкви, а другой помазывает их крестообразно святым Миром, сперва над горним местом, потом над вратами — западными, южными и северными. При этом обхождении хор поет 25-й псалом («Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих»), в котором царственный пророк изливает радость свою при виде благолепия дома Господня.

По возвращении в алтарь произносится краткая ектения, и святитель, сняв митру, читает пред престолом молитву, в которой просит Господа исполнить новый храм и жертвенник славы, святыни и благолепия, чтобы в нем приносилась бескровная Жертва ко спасению всех людей, «о прощении вольных и невольных грехов, во управление жития, во исправление благаго жительства, во исполнение всякия правды». После этой молитвы при главопреклонении предстоящих, читается тайная молитва, в которой благодарится Господь за непрерывное излияние благодати, нисшедшее от апостолов. После возгласа святитель возжигает своими руками первую свечу и поставляет ее на горнем месте возле престола, а до этого времени в алтаре ни одна свеча не зажигалась.

Совершается перенесение и положение под престол святых мощей после освящения храма. После каждения святых мощей и ектении, иерарх поднимает святые мощи на главу, возгласив: «С миром изыдем», и идут все с крестами и хоругвями вокруг всего храма при пении тропарей в честь мучеников: «Иже во всем мире мученик Твоих» и «Яко начатки естества».

При обнесении мощей вокруг освящаемого храма поётся тропарь: «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже». При этом шествии один из священников, предходя, кропит святой водою стены храма, а другой кадит церковь снаружи.

По совершении крестного хода, когда придут к западным вратам храма, тогда певцы поют тропари: «Святии мученицы» (дважды) и «Слава Тебе, Христе Боже» (однажды), и идут в храм, западные врата за певцами затворяются, а святитель со священниками остается снаружи в притворе, ставит дискос со мощами на уготованном столе, поклоняется им, осеняет священников, стоящих с Евангелием и иконами пред дверями в церковь, обратившихся лицом на запад, и вслед за возгласом: «Благословен еси, Христе Боже наш», восклицает: «Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певцы внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы?» Архиерей, по каждении святыни, снова повторяет эти слова, и певцы опять поют те же слова. Тогда архипастырь, сняв митру, читает вслух молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм непоколебимо до скончания века для принесения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице. Затем, при главопреклонении всех, читает тайно молитву входа, какая читается на литургии при входе с Евангелием.

После молитвы взяв дискос со святыми мощами на свою главу, святитель знаменует ими врата храма крестообразно и произносит в ответ вопрошающему хору: «Господь сил, Той есть Царь славы». Хор повторяет эти слова. Храм отверзается, священнослужители входят в алтарь, при пении певцами тропаря: «Якоже вышния тверди благолепия», дискос со святыми мощами полагается на престоле. Воздав честь святым мощам поклонением и каждением, архипастырь помазывает их святым Миром, полагает их в ковчежец с воскомастихом, как бы при погребении. Этот ковчежец, поставляется под престол в среднем столпе его как в основании престола.
После положения мощей под Престолом архиерей, помазав святым Миром частицу мощей, влагает ее в антиминс и укрепляет воскомастихом. После чтения молитвы: «Господи Боже, Иже и сию славу», святитель с коленопреклонением читает молитву о создателях храма (при коленопреклонении и всего народа). В этих молитвах возносятся прошения о том, чтобы Господь ниспослал на нас благодать Святого Духа, подал всем единомыслие и мир, а создателям храма — оставление прегрешений.

По мнению святого Симеона Солунского, в новоосвященном храме литургия должна совершаться семь дней подряд ради даров Святого Духа, отныне всегда пребывающего в храме.

Освящение храма и посвящение его Богу есть древнее и всегдашнее обыкновение Церкви Божией. Патриарх Иаков освятил в дом Божий камень возлиянием на него елея (Быт. 28, 16—22). Моисей, по повелению Божию, освятил скинию и ее принадлежности (Быт. 40, 9). Соломон освятил новосозданный им храм и освящение праздновал семь дней (2 Пар. 7, 8—9). После плена Вавилонского иудеи при пророке Ездре совершили обновление второго храма (1 Езд. 6, 16), а после очищения храма от гонений Антиоха установили ежегодный семидневный праздник Обновления. Скиния и храм были освящены внесением туда кивота завета, пением священных песней, жертвоприношением, возлиянием жертвенной крови на алтарь, помазанием елеем, молитвою и народным праздником (Исх. 40; 3 Цар. 8 гл.).


Пусть отныне и до скончания веков на древней земле Семиречья, у подножия величественных гор Алатау, в Вознесенском кафедральном соборе будет прославляться Имя Великого Бога и Спасителя нашего. Пусть этот прекрасный храм напоминает каждому о мире горнем, о Церкви Небесной, торжествующей, и о том, что наша человеческая природа, в лице Господа Иисуса Христа – Воплощенного Слова – заняла своё место одесную Бога Отца после Вознесения на Небо.

Литература:
•    Настольная книга священнослужителя т. IV М.1983
•    Уставные указания об освящении храма – см. К. Никольский. Устав богослужения.
•    Чин освящения храма// Е. Нестеровский. Литургика. Изд. 2-е. Ч. 2. §§ 1-4, 6-7.


Ключарь Вознесенского кафедрального собора – протоиерей Александр Суворов

01 Святой Престол    02 Вещества и предметы для освящения - святная вода, гвозди, вервие, камни, мыло, родостамна03 Камни и гвозди04 Святое Миро05 Воскомастих0607 Омовение Престола родостамной0809  Устройсвто Святого Престола10 Дарохранительница11  Напрестольное Евангелие12  Напрестольный Крест13  Подписание Антиминса

 

Культура и Искусство