Начался визит митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в Карагандинскую епархию
Престольный праздник Православной обители милосердия имени преподобного Сергия Радонежского
В Астане прошла встреча митрополита Александра и митрополита Илариона с министром иностранных дел Казахстана
Состоялась встреча митрополита Александра с акимом города Чимкента Е.К. Айтахановым
Слово митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в день памяти священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского – небесного покровителя Казахстана

25 октября – день преставления ко Господу священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского. С архипастырским словом в честь праздника к верующим обратился Глава Православной Церкви Казахстана митрополит Астанайский и Казахстанский:


Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры!

Сегодня большой и радостный праздник для города Алма-Аты и для всей благословенной земли Казахстанской – день памяти святителя и исповедника Николая (Могилевского). Жизнь этого выдающегося иерарха можно кратко описать евангельскими словами: «Он был светильник, горящий и светящий» (Ин. 5:35). При упоминании его имени возникает представление о целой эпохе в истории Православной Церкви и нашей страны. Это были скорбные времена разрушения многовековых, основанных на вере в Бога общественных устоев, уничтожения бесчисленного множества архипастырей, священнослужителей и мирян, преследования невинных людей за исповедание Евангельской правды. Владыка пережил лихолетье Великой Отечественной войны и тяготы преодоления послевоенной разрухи. Свое церковное служение он запечатлел многими скорбями и страданиями.

Владыка Николай, в миру – Феодосий Никифорович Могилевский – родился в благочестивой семье псаломщика, получил серьезное христианское воспитание и хорошее богословское образование. Он любил рассказывать, что родился в первый день Светлой Пасхи, под радостный звон колоколов и торжественное пение. Горячую любовь к Церкви Христовой, усердие к совершению богослужений, твердость в молитвенных подвигах, которые будущий казахстанский иерарх воспринял от родителей, он пронесет через все тяготы и испытания. Девизом его жизни стали слова пророка и царя Давида: «Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь» (Пс. 103:33). Свою жизнь он превратил в песнь Богу, прославляя Творца словом и делом.

«Господом утверждаются стопы человека» (Пс. 36:23), – свидетельствует ветхозаветный праведник. Бог, определив кого-либо к высокому пастырскому служению, Своим Промыслом ведет этого человека многими путями, смысл и значение которых с ясностью и очевидностью познаются только впоследствии. В жизни святителя Николая мы видим эту таинственную Божественную силу, которая помещает его в различные обстоятельства и условия, помогает раскрыться тем талантам, которые будут необходимы для священнослужителя, верно преподающего слово истины (2 Тим. 2:15).
Будущему исповеднику веры Господь судил нести монашеские послушания в Нило-Столобенской обители, учиться в Московской Духовной Академии, развивать духовное образование в Полтаве, Чернигове и Иркутске. Его епископское служение началось в трагические для Церкви Христовой послереволюционные годы. Владыка Николай мужественно боролся с раскольниками и обновленцами – хищными волками в овечьих шкурах (Мф. 7:15) и не щадя своей жизни противодействовал безбожникам, закрывавшим и разрушавшим храмы и обители, уничтожавшим святыни, мучившим верующий народ. Его труды и подвиги помнят Черниговская епархия и Тульская земля, Орел и Москва. Некогда, обращаясь в молитве к апостолу Павлу, преподобный Иоанн Дамаскин сказал: «Какая темница не имела тебе узником?» Эти слова мы можем адресовать и священноисповеднику Николаю. Он страдал за Христа в печально известной Бутырской тюрьме и в следственном изоляторе в Воронеже, изнемогал от непосильных работ в лагерях Мордовии, Чувашии и в Сарове. Святитель с радостью принимал чашу страданий, благодаря Бога и не испытывая боязни перед убивающими тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28).

Как «социально-опасный элемент» владыка Николай был сослан в Казахскую ССР сроком на пять лет. Так в 64 года начался для него казахстанский период исповедничества и архипастырского служения. В арестантском вагоне, в ветхой одежде, измученный голодом и холодом прибыл владыка на станцию Челкар – небольшое поселение в Актюбинской области, где несколько месяцев жил на подаяние, скрывая от всех свой высокий сан. Он, будучи скромным и смиренным человеком, боялся обременить кого-либо из верующих, зная, что в военные годы всем живется трудно. Любовь и сострадание к людям и всецелая преданность воле Божией руководили им.

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны Господь вновь призвал Своего верного служителя пасти словесное стало – владыка Николай был назначен управляющим новообразованной Алма-Атинской и Казахстанской епархией. Изнуренному лагерями и ссылками святителю предстояли апостольские труды, его ожидало множеством трудностей – малое количество храмов и их плачевное состояние, острая нехватка священнослужителей, бедность населения, бесчисленное количество репрессированных и переселенцев, нуждающихся в поддержке и утешении. В лице своего архипастыря верующий народ, исстрадавшийся от безбожных гонений, войны и репрессий, встретил любящего отца, заботливого пастыря и мудрого учителя. Пламенная ревность о Православии, непоколебимая твердость в вере, горячая любовь к ближним, дух кротости и мудрой снисходительности к согрешившим, пастырская настойчивость, требующая от всех жизни истинно христианской, – вот чем была проникнута вся деятельность великого казахстанского иерарха. В житии владыки Николая исполнились в полной мере слова святителя Иоанна Златоуста: «Добрый пастырь-епископ во всякое время подвизается не меньше тысячи мучеников».

Слава Богу, еще живы те, кто лично общался с владыкой Николаем. Эти люди рассказывают о чудесах, происходивших по молитвам владыки, о его благодатной помощи и заступлении. Каждый, кто сегодня по зову сердца приходит склониться перед ракой с честными мощами священноисповедника митрополита Николая в Никольский собор Алма-Аты, получает исполнение своих благих желаний. По слову Священного Писания, «праведники живут во веки» (Сир. 5:15) и являют свою заботу о призывающих их духовных чадах.

Господь даровал нам возможность приобщиться к духовному наследию священноисповедника Николая, заключенному в его житии, проповедях, воспоминаниях, письмах. Святитель оставил нам в назидание свою книгу «Тайна души человеческой», в которой изложил святоотеческое учение о страстях и путях борьбы с ними. В одной из глав есть такие глубокие слова: «Человек может жить только тогда, когда войдет в живое общение со своим Богом, Который есть истинная самосущая Жизнь и полнота благ». Сам восприняв в свое сердце эту благодатную Жизнь, достигнув единения со Христом, архипастырь дарил и продолжает дарить евангельскую радость людям.

В день памяти митрополита Николая обратимся к нему с молитвенной просьбой, чтобы нам по мере сил быть подражателями его стойкости в вере и благочестии и вместе с ним иметь дерзновение произносить великое апостольское исповедание – кто отлучит нас от любви Божией? Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другое какое творение не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35, 38, 39).

Послания митрополита Александра