В завершение Светлой седмицы митрополит Александр совершил Литургию и раздробление Артоса в храме Представительства Казахстанского Митрополичьего округа в Москве
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил паломничество к святыням Вятской земли
Шахтерская столица Казахстана встретила чудотворную Феодоровскую икону Царицы Небесной
В храме во имя святых мучеников Адриана и Наталии поселка Отеген батыр молитвенно отметили праздник Смоленской иконы Божией Матери
Приветствие митрополита Астанайского и Казахстанского Александра организаторам и участникам конференции, посвященной защите традиционных нравственных ценностей

EN

16 марта 2024 года в Алма-Ате состоялась международная научно-практическая конференция «Традиционные семейные ценности в современном мире». С приветственным словом к организаторам и участникам обратился Глава Православной Церкви Казахстана митрополит Астанайский и Казахстанский Александр:

Ваше Преосвященство,
всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сегодняшнее мероприятие, которое мы проводим в стенах духовно-культурного центра имени митрополита Иосифа (Чернова) в преддверии Великого поста, посвящено защите в современном обществе традиционных нравственных ценностей, и, прежде всего, относящихся к семье, чадородию и воспитанию детей. Тема нашей встречи по-настоящему актуальна, поскольку семья является важнейшей опорой гармоничного развития общества и первоосновой жизни любого народа. Это обстоятельство позволяет нам говорить о подходах, которые в значительной мере объединяют представителей различных религий и людей доброй воли, – всех, кто осознает необходимость противостоять разрушительной греховной идеологии, которая все активнее пропагандируется в западном мире, где семья как социальный институт оказывается под угрозой распада и вырождения. Прикрываясь борьбой за так называемые права и свободы, секулярный мир фактически отказывается от высокого достоинства человека, созданного по образу Божию. Такое мировоззрение ставит во главу угла иной образ человека – существа отказавшегося от Божественного предназначения, всецело обращенного к падшему миру и находящегося в плену у своих страстей.

И частная, и общественная жизнь невозможна без системы ценностей – устойчивых представлений о целях, к которым человек должен стремиться ради своего собственного блага и общей пользы. Только такое общество, которое имеет четкую систему этических ориентиров, является жизнеспособным и может развиваться. С православной точки зрения человек призван в своей жизни и деятельности ориентироваться, в первую очередь, на евангельские религиозно-нравственные идеалы, стараясь, чтобы его материальные потребности и интересы не затемняли его разум и не помрачали дух. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26), — предупреждает нас Господь.

Современное общество нередко называют постхристианским. С одной стороны, такой разворот цивилизации от Евангелия к языческому моральному безразличию огорчает и тревожит, с другой – подвигает нас к сугубым трудам на ниве духовного просвещения. Вновь, как в древние апостольские времена, мы видим, сколь велика жатва и сколь малы́ силы у труждающихся, но мы убеждены, что Господь в ответ на наше неравнодушие, на наши скромные усилия вышлет «делателей на жатву свою» (Лк. 10:2).

Поэтому важно всем здоровым силам нашей страны и единомышленникам в дружеских странах всемерно заботиться о том, чтобы традиционные духовно-нравственные ценности возвращались в жизнь людей, становились основополагающим фактором для созидания семьи и поступательного развития общества. В этой ситуации Православная Церковь призвана активно проводить свою позицию – как в рамках межрелигиозного и церковно-общественного диалога, так и в контексте своей общественной деятельности, внутренней миссии, обращенной к людям, в силу рождения и воспитания принадлежащим к православной культуре.
Святейший Патриарх Кирилл неоднократно указывал на то, что важнейшей задачей соработничества Церкви, государства и общественных организаций является поиск нового соотношения религиозного и светского взгляда на мир и человека в этом мире – такого подхода, который учитывал бы как стандарты современного социума, так и нормы религиозной традиции.

В наше время существует своеобразный культ так называемой свободы, по сути являющейся вседозволенностью, нравственной распущенностью. Возрастающее от этого духовное неблагополучие становится одной из главных причин, вызывающих распад семьи. С сожалением можно констатировать, что сегодня большое число супружеских пар в угоду сиюминутному комфорту эгоистично отвергают благословенный дар чадородия, пренебрегают, казалось бы, такими бесспорными истинами, как забота о воспитании собственных детей. С точки зрения православного христианства, подлинная свобода человека неотделима от нравственной ответственности. Очевидно, что вызовы и угрозы для семьи и семейных ценностей в своих глубинных основаниях непосредственно связаны с разрушением традиционной морали. Нынешний кризис семьи является проявлением духовного кризиса современного человечества.

В Православии мы называем семью – «Малая Церковь». Именно в семье ребенок получает нравственное воспитание, усваивает базовые ценностные ориентиры и нормы поведения. Семья – это лучшая школа жизни и школа любви. Именно в семье приобретается опыт общения, взаимной поддержки и помощи, самоограничения и сострадания. В семье обеспечивается приобщение человека к традициям его народа и преемственность поколений. Разрушение института семьи, размывание семейных ценностей представляет собой большую угрозу благополучию как отдельных личностей, так и всего общества и государства.

В документе, который называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», излагающем базовые положения церковного учения по ряду современных значимых проблем, так говорится о важности сохранения традиционных семейных ценностей: «Принижение социальной значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами мужчин и женщин в профессиональной области приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза; оно также способствует отчуждению и развитию антагонизма между поколениями. Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь».

Известный философ ХХ века Иван Ильин писал: «Великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи». В условиях перечисленных тревожных тенденций Православная Церковь видит своей насущной задачей поддержку института семьи. И надежными союзниками, единомышленниками и соратниками в этой борьбе являются для нас другие традиционные религии. Сегодня все, кто исповедует важнейшие цивилизационные принципы: веру в единого Бога-Творца, общее понимание фундаментальных основ человеческой жизни, глубокую приверженность вековым традициям, восприятие семьи как союза мужчины и женщины, стремление к добру и справедливости, явлюбся нашими добрыми союзниками и соработниками. С каждым годом становится очевидней, что если не препятствовать всем этим разрушительным процессам, то в скором времени под угрозой окажется само существование человеческой цивилизации.

Хотел бы пожелать, чтобы наша конференция стала еще одним добрым вкладом в дело объединения всех здоровых сил казахстанского общества ради сохранения традиционных нравственных ценностей и противостояния негативным процессам и вызовам современности. Желаю участникам конференции успешной и плодотворной работы.

Послания митрополита Александра