Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Хрисанфу, епископу Чимкентскому
- 02.12.2022, 21:41
- Слово патриарха
2 декабря 2022 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве и возглавил хиротонию архимандрита Хрисанфа (Коноплева) во епископа Чимкентского и Туркестанского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Хрисанфа на служение.
Преосвященный епископ Хрисанф!
Ныне через возложение рук архипастырей и по молитвам клира и всех верных совершилась твоя личная Пятидесятница: благодатью Небесного Утешителя ты приобщен к сонму епископов, преемников апостолов, дабы с любовью и ревностью пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:28).
Неисследимым и премудрым промыслом Господь вел тебя к этому дню и приуготовлял твое сердце к принятию высоких духовных даров. Будучи молодым человеком, ты осознанно пришел к вере и принял святое крещение. Оставив светскую работу, со тщанием исполнял свои первые послушания, получал образование в духовном училище и укреплялся в желании послужить Богу в священном сане. Вседержитель призрел на твои старания и молитвы и по прошествии нескольких лет сподобил тебя стать диаконом, а затем и пресвитером. За минувшие четверть века тебе довелось немало потрудиться на ниве церковной. Убежден, что накопленный богатый опыт поможет тебе в дальнейшем, ибо епископу приходится вникать во множество вопросов из различных сфер жизни. В сложных же ситуациях у тебя всегда есть возможность обратиться за советом к опытному архипастырю — митрополиту Александру, который на протяжении многих лет по-отечески наставлял и поддерживал тебя.
Прежде чем ты вступишь на предлежащее тебе поприще архипастырских трудов, внемли словам моего напутствия, которые скажу тебе по долгу Предстоятеля Церкви, опираясь на собственный опыт архиерейского служения и, конечно, на опыт многих других архипастырей. Запечатлей в сердце своем мысль сию: насколько высок епископский сан, настолько велика и ответственность, которая отныне на тебя возлагается. Тебе вверяются заботы о спасении бессмертных душ человеческих, посему, по слову апостола, со страхом совершай (Флп. 2:12) свое служение, будь внимателен к своим поступкам, к своим словам, памятуя предостережение святителя Димитрия Ростовского: сия почесть дана тебе временно для того, чтобы исправлять других, а не для того, чтобы ею возноситься и величаться (Алфавит духовный, II, 3 (6)). Размышляя о своем новом положении, помни, что эти размышления не должны сопровождаться помыслами гордости и самомнения. Все это не должно проникнуть в твое сердце, а потому как можно чаще вспоминай мудрое наставление Иисуса, сына Сирахова: «Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа» (Сир. 3:18). Вот замечательное, абсолютно необходимое для каждого архиерея слово из Священного Писания: чем становишься выше, тем больше смиряйся. Но это смирение не должно превращаться в слабость, в страх, оно должно выражаться иначе. Никогда внутренне не превозноси себя над другими, сознавай свои грехи, свою ограниченность, и тогда твои отношения и с собратьями-архипастырями, и с подведомственным духовенством, и с мирянами будут гармоничными, наполненными уважением и любовью.
Порою тебя может охватывать чувство, что служение архиерейское выше твоих сил, но воистину, как Господь сказал, невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18:27). Пусть эти слова Спасителя утешают и ободряют тебя. Когда не хватает наших скромных человеческих сил, мы обращаемся ко Господу и ведь получаем Его поддержку! А если бы не было поддержки, так и к Богу бы не обращались. Неоднократно я приводил такую пословицу: «к пустому колодцу за водой не ходят». Но если мы приходим в храмы Божии и молимся, значит, получаем просимое. Конечно, по вере нашей, в меру силы молитвы нашей и в меру готовности нашей принять дар Божий.
Ища укрепления свыше, старайся как можно чаще участвовать в богослужении, но более всего — в совершении Божественной Евхаристии. Тогда явно ощутишь помощь Божию и будешь с благодарностью свидетельствовать вместе с апостолом, что все трудности преодолеваются силою Возлюбившего нас (Рим. 8:37).
Тебе предстоит нести архипастырское служение на Чимкентской кафедре в родном для тебя Казахстане. Ты не понаслышке знаешь особенности страны, где ислам является преобладающей религиозной традицией. Свидетельствуя о Христе, стремись делать все от тебя зависящее, чтобы добрые межрелигиозные отношения укреплялись, а дух мира, взаимоуважения и добрососедства господствовал в сердцах людей.
Господь так укреплял Своих учеников: «Не бойся, малое стадо! Ибо благоволил Отец ваш дать вам Царство» (Лк. 12:32). Запечатлей в своем сердце эти слова, ведь в них руководство для твоего архиерейского служения. Во-первых, ничего и никого не бояться, кроме Бога. Этой мыслью нужно проникнуться, и если в какой-то момент страх охватил сердце, нужно подавать в отставку, потому что архиерейское служение и страх несовместимы. Только один страх — Божий — должен присутствовать в сердце архиерея.
А теперь, может быть, самое важное. Нужно ведь подражать кому-то, а кому архиерей может подражать, как не святым апостолам, от которых и пошло архиерейское служение в мире? В чем же подражать? В неустанном проповедании людям Царствия Божия и в несении миру света Евангелия. При этом помни, что не только убедительными речами, но и своим личным примером ты должен свидетельствовать о красоте и истинности православной веры, чтобы никто никогда не сказал: «Учит одному, а живет по-другому».
В трудные моменты обращай свой взор на пример новомучеников и исповедников Казахстанских, которые несли свое служение в гораздо более трудных обстоятельствах. Обращаясь к ним в молитве, непременно получишь утешение и помощь, потому как они дерзновение пред Богом стяжали, в тяжких страданиях верными Христу явившись (молитва святым). Подражая мужеству и решимости сих угодников Господних, свидетельствуй и ты о великой созидательной силе Православия, которая неоднократно благотворно проявляла себя в жизни людей, как замечательно говорил о том священномученик Пимен (Белоликов), несший свое епископское служение и принявший мученическую кончину на земле Туркестана (Вступительная речь епископа Семиреченского и Верненского Пимена к духовенству и гражданам г. Верного, 11 октября 1917 г.) Это было сказано в далеком 1917 году, накануне страшных, трагических перемен в жизни нашего народа, но слова святителя особым образом должны отпечататься и в твоих мыслях, и в твоих делах.
Тебе надлежит иметь попечение о развитии всех направлений епархиальной деятельности, как я призываю каждого, кому вручаю жезл. И в области социального служения, и в совершении дел благотворительности, в духовно-просветительской, катехизаторской и молодежной работе — во всем должен принимать участие архиерей. Не надо на эти стороны церковной жизни смотреть как бы с некой архиерейской дистанции. Эта работа должна быть приоритетной. Хотя совершают ее священники, ты должен в ней участвовать, и вдохновляя, и направляя, и поддерживая все эти стороны церковной работы. В Казахстане важно также думать о межнациональном мире, о гражданском согласии, потому что это многонациональная земля и православные не являются там большинством. Конечно, эти заботы должны быть направлены не только на внешних, но и, в первую очередь, на ближних, ведь, по слову апостола Павла, кто о своих… не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5:8).
Старайся развивать взаимодействие с государственными органами, общественными организациями, потому что соработничество Церкви со всеми благонамеренными силами может принести немало добрых плодов в деле утверждения нравственных идеалов в жизни людей.
Желаю тебе мудрости и мужества в архипастырском делании, для совершения которого необходимы равным образом духовная рассудительность и самоотверженность, дабы беречь вверенное стадо словесных овец Христовых, ограждая их от опасностей и искушений, и со всяким терпением и дерзновением прославлять всепетое имя Господа и Спасителя нашего.
С этим напутствием прими жезл сей как свидетельство епископской власти, как знамение силы и помощи Божией в проповеди Евангелия и в шествовании путем спасения, по которому ты пойдешь не один, а вместе со своей паствой. И если кто-то от паствы будет отпадать, то неизвестно, удержишься ли ты на этом пути. Помни, что спасение паствы, духовное состояние народа — твоя прямая ответственность пред Богом, и за это с тебя более всего взыщется на Страшном суде Божием.
Преподай же теперь архиерейское благословение народу православному, молившемуся о даровании тебе даров Духа Святого и ниспослании непорочного архиерейства. Аминь.