Состоялось открытие фотовыставки «Костанайская епархия. Новая история»
В праздник благоверных князей Петра и Февронии Муромских митрополит Александр совершил Литургию в Крестовоздвиженском храме Алма-Аты
В День Крещения Руси волна колокольного звона прокатилась по всем храмам Православной Церкви Казахстана
Комиссия по просветительскому служению Астанайской епархии провела мини интернет-карусель «Библейская энциклопедия. Археология и Библия»
Выступление Главы Православной Церкви Казахстана митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на I Съезде руководителей и педагогов воскресных школ Казахстанского Митрополичьего округа

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Приветствую организаторов и участников I Съезда руководителей и педагогов воскресных школ Казахстанского Митрополичьего округа.

Впервые здесь, в духовно-культурном центре, который носит имена равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славянских народов, собрались специалисты, отвечающие за одну из непростых и ответственных сфер церковной духовно-просветительской деятельности. Совершенно справедливо наш Президент Касым-Жомарт Кемелевич Токаев отмечает, что именно подрастающему поколению принадлежит решающая роль в развитии страны, и поддержка молодежи является приоритетом государственной политики. Бесспорно, сегодняшнее поколение молодых людей – это будущее общества, завтрашний день стран и народов. Те, кто сегодня сидят за партами школ или учатся в институтах и академиях – уже совсем скоро сменят людей старшего возраста, будут трудиться, создадут семьи и начнут воспитывать своих детей. Поэтому так важно дать детям и подросткам качественное всестороннее образование, правильно воспитать, научить профессии. Но Православная Церковь смотрит глубже – будущее молодежи, будущее страны во многом зависит от духовного и нравственного выбора, который сделает человек в юном возрасте. Утрата современным обществом таких христианских добродетелей, как «благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23), является поводом для еще более активной деятельности по воцерковлению детей и юношества. Мы живем в мире, где понятия о добре и зле размываются. Действия, еще недавно считавшиеся пороком, стали выдаваться за добродетель, люди перестают скрывать то, чего еще недавно было принято стыдиться. Многие добрые и положительные качества, считавшиеся неотъемлемыми чертами порядочного человека, низводятся в статус незначительных и даже невыгодных для комфортного существования. Но мы с вами понимаем – простых времен не бывает. И вопрос, как правильно жить, как спасти себя и свою душу, был актуален всегда. И для православного христианина ответ во всякую эпоху будет один – это жизнь по Евангелию. Любой человеческий поступок, любая человеческая мысль либо приближает его к Богу, либо отдаляет.

Сегодня Церковь, как и во все времена, проявляет подлинную заинтересованность в судьбе молодых людей. В каждом человеке она видит личность, способную свободно принять Христа. Она ищет юные души, но не для того, чтобы поработить их, возложив на них тяжкое и непосильное бремя фарисейского законничества, а для того, чтобы укрепить их Божественной благодатью, напитать своей любовью, духовно закалить, сделать способными к различению добра и зла и противлению агрессивной гибельной безнравственности. Именно здесь дети и подростки могут обрести подлинные духовно-нравственные ориентиры, которые укажут путь к неиссякаемому Источнику блаженства – единству с Богом.

Организации эффективной работы воскресных школ в современной церковной жизни уделяется большое внимание. Данная тема становилась предметом обсуждений на Архиерейских Соборах и заседаниях Высшего Церковного Совета. Нет такого епархиального собрания, на котором бы не поднимались актуальные вопросы воспитания на приходах детей и молодежи. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сформулировал основную задачу этой деятельности – помочь детям «войти в жизнь Церкви, найти в ней свое место, приобщить их к Священному Писанию и Преданию, к литургической жизни». Его Святейшество указал на существенный недостаток преподавания в большинстве воскресных школ, ориентирующихся в первую очередь на практику дореволюционных церковно-приходских школ и на современную общеобразовательную систему, предлагающих жесткие требования к организационным формам и академический подход к наполнению учебных занятий. «Некоторым учащимся, – справедливо отмечает Святейший Владыка, – школьный подход может быть близок, но для многих из них – обременителен. Такие учащиеся теряют мотивацию для посещения воскресной школы, поскольку видят в ней лишь копию обычной школы, с поправкой на то, что здесь преподается не алгебра с физикой и биологией, а церковнославянский язык и церковная история». Привычная педагогам традиционная модель обучения «получение новых знаний – закрепление – контроль – оценка», лежащая в основе репродуктивной педагогической технологии, мало подходит для построения вероучительного занятия, потому что не достигает поставленной задачи. В условиях, когда дети перегружены в среднеобразовательных школах, преподавание в воскресной школе по образцу светской может оттолкнуть детей не только от посещения занятий, но и привести к утрате всякого интереса к Православию. Поэтому наша с вами первостепенная задача – наряду с привычным подходом к организации работы воскресной школы, искать и находить иные методики, способствующие приобщению детей к основам Православия. Всякий раз, когда православный педагог выходит на детскую или подростковую аудиторию, он должен соотносить себя с новым поколением, стараться понять молодых людей с их запросами, их интересами, их приоритетами и попытаться включить слово о Боге в их систему ценностей – так чтобы для них это было понятно, интересно и важно.

Архиерейским Собором 2013 года были одобрены Стандарт учебно-воспитательной деятельности для воскресных школ и Положение об их деятельности, составленные Синодальным отделом религиозного образования и катехизации. Практика показала, что в результате во многих российских воскресных школах повысилось качество учебной составляющей. Нам с вами необходимо руководствоваться этими документами, адаптировав их положения к казахстанским реалиям. Таким образом мы сможем систематизировать учебно-воспитательную деятельность в воскресных школах на приходах Казахстанского Митрополичьего округа, повысить качество детско-юношеского духовного образования и воспитания. Серьезным подспорьем руководству и преподавательскому составу казахстанских воскресных школ станет образовательная платформа «Клевер Лаборатория», сотрудничество с которой мы начинаем в этом году. Она была создана по поручению Святейшего Патриарха Кирилла Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, как эффективный инструмент методической помощи педагогам.

Говоря о повышении качества обучения в воскресных школах, нам следует понимать, что важно не только, и не столько правильно преподать детям теоретические знания о Боге, мире и человеке, сколько сформировать в них глубокое христианское мировоззрение и развить нравственное чувство. «Цель воспитания в свете Православия, – писал выдающийся мыслитель и педагог прошлого века протоиерей Василий Зеньковский, – есть помощь детям в освобождении от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия, раскрытие пути вечной жизни». Преподаватели совместно со священнослужителями должны помочь воспитаннику воскресной школы осознать себя чадом Православной Церкви, научить его руководствоваться в своей жизни евангельскими моральными принципами, повысить мотивацию к исследованию и познанию. Мы можем научить детей, как правильно креститься и когда нужно делать поклоны; они будут знать догматы, выучат молитвы и библейские тексты, но если в их душах не затеплится огонь любви и веры, то с этими внешними знаниями легко соединятся грехи и пороки. Если ребенок не будет обращен к духовному миру, если у него не возникнет общения с Богом, а будет присутствовать лишь формальный перечень правил и запретов, то тогда наше воспитание не принесет результата и, достигнув переходного возраста, юноша или девушка уйдет из Церкви. Без опыта личного богообщения невозможна полнокровная духовная жизнь. Участие ребенка в богослужении и его евхаристическое общение со Христом должны занимать центральное место в духовном воспитании. Мы с вами знаем, что Причастие Святых Христовых Тайн имеет огромную силу, оно способно преобразить и оживотворить душу и тело человека в его земном существовании. При этом нельзя ребенка и, тем более, подростка принуждать и заставлять идти на исповедь, приступать к Святой Чаше, молиться. Умение заинтересовать, вдохновить ученика, зажечь в нем этот внутренний огонь требует больших трудов со стороны наставника, а порой выдержки и терпения.

Хотел бы сказать несколько слов об одной из главных проблем в жизни приходских воскресных школ. Нередко можно наблюдать такую картину, когда в младших классах на занятиях присутствует множество детишек, они с радостью выполняют задания учителя, участвуют в богослужениях и концертных программах, но в старших группах этого уже нет. Приходит так называемый «переходный возраст» и в жизни ребенка возникает разбалансировка. В этот момент он не всегда управляем, отказывается от помощи родителей и педагогов, пересматривает ценности, в которых был воспитан. Занимаясь православным воспитанием и образованием, мы должны иметь в виду, что такой кризис в жизни учащегося придет, и надо заранее к этому готовиться. Этот период наступает у детей все раньше и раньше. Если когда-то он приходился на 14-16 лет, то сейчас границы сдвинулись, и поэтому времени, когда мы можем что-то сделать, у нас все меньше. Подросток – уже далеко не маленький ребенок. Необходимо избегать «патернализма», то есть снисходительного отношения старших к младшему. Недопустимы повелительные интонации или заискивание в речи, чрезмерная настойчивость, занудство. Мы должны искать, находить и использовать тот язык, который бы убеждал детей и подростков сохранять свои религиозные чувства, преданность Церкви даже тогда, когда начинаются возрастные искушения и когда он сталкивается с той реальностью, которая часто является бездуховной, а нередко и враждебной по отношению к религии. Чтобы не потерять этих детей, нужно обязательно включать в работу с ними интересные им мероприятия – ориентироваться на спортивные соревнования, на походы и паломничества, на интеллектуальные и творческие олимпиады, на концертные выступления. Таким образом мы даем молодым людям возможность обучаться через действие – перейти от пассивного потребления информации к активному участию в процессе познания. Такой подход преодолевает проблему получения детьми теоретических знаний, не подкрепленных собственным опытом и оторванных от их жизни. Существует, на мой взгляд, действенный способ сделать занятия в воскресных школах интересными для детей разных возрастов. Мы должны включать в программу то, что вводило бы их в соприкосновение с реальной жизнью, предлагать практические занятия, на которых участникам прививаются определенные трудовые навыки. Обратите внимание, с каким с удовольствием дети принимают участие в богослужениях. Одно дело, когда ребенок всю службу стоит и просто смотрит на нее со стороны, зачастую скучая, и другое – когда он помогает в алтаре, поет и читает на клиросе, прибирается у подсвечника, звонит в колокола. Нам важно хорошо продумать возможность вовлечения детей и подростков в практическую литургическую деятельность. С большой тревогой приходится наблюдать, как сегодня у людей с раннего детства возникает привычка к гаджетам – будучи совсем еще ясельного возраста они погружаются в виртуальную реальность. В следствие этого у ребенка развивается дефицит практических дел. Мы должны учесть специфику современной детской психологии и постараться использовать этот дефицит для развития интереса у детей к религиозному образованию и к приобщению их к литургическому благочестию. То, о чем мы говорили чуть раньше – соревнования, походы, творческие и интеллектуальные конкурсы – будучи не виртуальными, а реальными событиями для молодого человека будут возвращать его в соприкосновение с нормальной и правильной жизнью, в том числе с духовной. Поэтому хотелось бы обратить внимание на то, чтобы наши программы воспитания в воскресных школах включали в себя этот важный компонент. Станет меньше скуки, меньше формализма и, самое главное, мы будем развивать то, что теперь называется интерактивностью, то есть вовлечением ребенка в процесс обучения. Мнимой радости и увлекательности виртуальной жизни мы должны противопоставить полноту и красоту жизни реальной, освященной светом Евангельской истины и согретой теплом молитвы.

В контексте только что сказанного, следует отметить, что ориентирование на реальный, а не на виртуальный мир, не означает отказ от новых технологий. И интернет, и гаджеты, при грамотном их использовании, открывают нам новые возможности, не заменяя, но дополняя наши методические инструменты. Поэтому современные технологии передачи информации – в детской, ученической среде – нужно принимать на вооружение, но настолько, насколько эти технологии соответствуют предметам, которые мы преподаем.

В продолжение данной темы хотелось бы посоветовать преподавателям заинтересовать старших воспитанников, на мой взгляд, увлекательным для них проектом. Подростки могут создать и вести в интернет-пространстве страницы воскресной школы или прихода. Несомненно, работа эта должна осуществляться под строгим контролем учителей и священнослужителей. Ведение страниц в соцсетях необычайно захватывает современную молодежь и, что немаловажно, позволяет расширить границы школы, познакомиться с верующими из различных уголков страны и мира, осуществлять различные просветительские онлайн-проекты, вовлекающие и детей, и их родителей. Немаловажно, что такая форма работы может привлечь молодых людей, которые находятся еще вне церковной ограды. Создавая материалы для соцстраниц, подростки увлечены, они ощущают свою значимость и причастность жизни школы и храма. Еще одним вариантом такой работы может стать разработка просветительского контента с участием воспитанников: роликов, небольших фильмов, кинозарисовок, фотогалерей, которые не только расскажут о Православии интернет-подписчикам, но и позволят самим детям углубить свои знания и посмотреть на веру и Церковь с новой стороны.

Давайте вспомним еще об одной значимой стороне в жизни приходских воскресных школ. Занимаясь воспитанием детей в воскресной школе, важно систематически работать не только с ребенком, но и с его семьей. Сам Господь завещал именно родителям духовно воспитывать и взращивать своих детей: «И да будут слова сии, которые Я заповедаю тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим» (Втр. 6:4-9). Эта важнейшая обязанность, в первую очередь, возлагается на плечи родителей, а школа может лишь помогать им в этом, если имеет с ними одни цели и ценности. В воскресной школе ребенок проводит совсем немного времени. Дети, которые сталкиваются с Православием лишь два часа в неделю и только в четырех церковных стенах, вырастут с мыслью, что вера – это только небольшой отдельный сегмент, которому не нужно или который не должен проникать во все аспекты их жизни. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности воскресной школы является объединение ее усилий по воспитанию детей вместе с семьей. Важно суметь создать такую обстановку, чтобы не взрослые «тащили» ребенка в храм, а, чтобы он сам туда стремился, потому что полюбил Христа и Его Церковь, потому что ему хорошо с верующими ровесниками и старшими прихожанами, потому что его родители здесь же вместе с ним, и они живут с ним одной жизнью. Для этого надо открыть двери воскресной школы не только для детей, а для всей семьи, и в качестве основной цели учебно-воспитательной работы в рамках воскресной школы выдвинуть задачу укрепления семьи. Чаще всего родители знают свои обязанности по отношению к воспитанию детей, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть. Родителям важно знать не только, что делать, но и как делать. Поэтому нормой взаимоотношений между педагогом и родителем должно быть взаимное уважение, на основе которого станет возможным совет, совместное обсуждение, принятие единого решения и т. п. По отношению к воспитательным возможностям родителей со стороны педагога должно быть доверие.

Верующие или воцерковляющиеся родители стремятся поместить ребенка в хорошую духовную среду, чтобы кто-то другой научил молитве, рассказал о спасении, исправил трудные черты в характере сына или дочери. Но необходим другой подход. Можно попробовать наряду с обычными воскресными занятиями для детей хотя бы раз или два в месяц устраивать тематические беседы с родителями. На уроках воскресной школы чаще говорить о важности и ценности семьи, о послушании старшим, о почитании отца и матери. А для бесед или уроков, которые услышат родители, наряду с догматическими основами христианской веры, выбирать такие темы, которые более глубоко позволяют понять сущность христианского брака, роль мужа и жены, задачи воспитания, взращивания личности. Однако недостаточно просто изредка устраивать беседы на религиозные темы, нужно организовать такую систему занятий, чтобы родители «шли в ногу» со своими детьми. Можно начать с того, чтобы информировать родителей о том, что проходят дети на уроках. Далее незаметно расширять зону этой информации до катехизации, делая ее соответствующей интересам взрослого человека. Важно также знать беды и проблемы каждой семьи: в чем они нуждаются, как растет ребенок, как он учится. И этот семейный подход необходимо стараться выдержать на протяжении всего учебного года.

Детей нужно с самого раннего возраста приучать к делам милосердия. Когда-то эти навыки прививались в воцерковленных семьях. Сегодня – это тоже одна из задач воскресных школ. «Если мы любим наших учеников, – часто повторял великий педагог Сергей Александрович Рачинский, – то не будем иметь покоя, пока не возбудим в них деятельное добро, не подвигнем их к доброй деятельности: это – лучшая и единственная ограда от зла и порока. Упражняйте волю не только в воздержании от зла, но и в добром делании. Это придает духу бодрости и вместе с тем научает смирению – ибо делать добро труднее, чем избегать зла». На наших приходах осуществляется социально-благотворительная работа, и дети могут и должны принимать в ней участие: вместе со старшими посетить пожилых и немощных, приготовить для них своими руками простые подарки или организовать небольшую музыкальную программу, помочь с уборкой или приобретением продуктов в магазине. Старшее поколение, наверное, помнит, как в некоторых школах организовывалось шефство учащихся над престарелыми одинокими людьми. Эта добрая практика востребована и сейчас. Там, где священнослужители имеют доступ в дома престарелых или детские приюты и можно договориться с руководством учреждения, стоит силами воскресной приходской школы организовывать мероприятия, приуроченные к церковным или светским праздникам. Любовь, милосердие к ближним, сострадание, способность являть солидарность, умение плакать с плачущими и радоваться с радующимися (Рим. 12:15) – вот наше главное свидетельство о Христе, которому мы должны учится сами и учить наших детей.

Завершая выступление, хотел бы напомнить об одном важном для всех нас принципе – педагог должен постоянно учиться, чтобы преподаваемый им предмет не терял привлекательности для учащихся. Что значит постоянно учиться? Мало прекрасно знать тему преподавания, важно связать ее с жизнью. В отрыве от реальности она превратится в сухой и никому не нужный предмет. Поэтому примеры из жизни, отсылки к различным ситуациям, интересные исторические зарисовки и анализ современных событий будут помогать детям воспринимать христианство контекстуально – в прочной связи с тем, что они знают, что для них привычно, что их окружает в повседневности. Так вот, преподавание в воскресной школе ни в коем случае не может быть оторвано от нашей жизни, поэтому нужно всегда наполнять уроки яркими, запоминающимися примерами. Мы можем их брать из жизни святых угодников, из жизни героев прошлого, из жизни наших выдающихся современников.

Современная приходская школа должна созидаться и действовать на началах Евангельской истины, добра и красоты. По милости Божией, те результаты, которые мы сегодня видим в нашем благословенном Казахстане, радуют и обнадеживают. Теперь нам нужно закрепить и развить то, что у нас уже есть. Это, конечно, трудно, но не нужно забывать, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12:9).

Хотел бы всех вас поблагодарить за тяжелый труд, требующий жертвенности, выдержки, терпения, и конечно же, большой любви к Богу, к Православию, к детям. Воспитывая подрастающее поколение, вы укрепляете фундамент Церкви Христовой, помогаете созидать ее будущее, исполняете не на словах, а на деле повеление Спасителя проповедовать в мире Евангелие. Завершая свое выступление обращаюсь ко всем с утешительными словами апостола Павла: «Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1Кор. 15:58).

Послания митрополита Александра