«Символ Великой Победы». Ответ митрополита Александра на вопросы посетителей сайта Mitropolia.kz
Состоялось итоговое собрание духовенства Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии
Исполняется 10 лет с момента возведения Главы Православной Церкви Казахстана Высокопреосвященнейшего владыки Александра в сан митрополита
Митрополит Александр освятил новопостроенный спортивный комплекс детского дома «Солнышко» православной Обители милосердия
Заместитель ректора по научной работе Алма-Атинской семинарии принял участие в международной конференции, организованной Казанским федеральным университетом

3 марта 2023 года, по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, заместитель ректора по научной работе Алма-Атинской православной духовной семинарии Артем Павлович Соловьев принял участие в IV международной научно-практической конференции «Религия и наука: трансформация религиозности в модернизирующемся обществе (сакральные тексты и их интерпретация)».

Конференция прошла на базе кафедры религиоведения Казанского федерального университета (Россия). Научное мероприятие состояло из пленарного заседания и пяти секций, одна из которых, по направлению «Философско-теологические концепции и сакральные тексты религий мира», работала в дистанционном формате под руководством А.П. Соловьева.

А.П. Соловьев открыл секцию приветствием участников от имени руководства семинарии и сделал доклад «История как новое сакральное и герменевтические гражданские войны современности», в котором обратил внимание на то, что конкуренция за право на «единственно верную интерпретацию» некоего явления является признаком его сакральности для современности. Именно это, отметил докладчик, проявляется в светской среде в феномене «гражданских герменевтических войн» за историю и историческую память между сторонниками различных апокалиптических и утопических философий истории.

Работу секции продолжил ряд докладов на темы философии, истории религии и истории религиоведения.

Следующий докладчик, старший преподаватель Тюменского государственного университета Григоришин Сергей Викторович, в своем докладе на тему понятие «”Gottersystem” Фридриха Шеллинга в религиоведении Макса Мюллера» показал связь между «Философией мифологии» Шеллинга и исследованиями политеизма у Мюллера, который не через Гегеля, а именно через использование «Философии мифологии» Шеллинга легитимировал самостоятельное значение исследования политеизма.

Далее выступил аспирант кафедры религиоведения КФУ Никита Олегович Переверзев «В.С. Соловьев о войне как человеческом заболевании». В выступлении отмечалось, что как текст «Смысл войны», так и «Три разговора…» не представляют собой нравственного оправдания войны, которую русский философ считает возможной только не на нравственных основаниях. Доклад оказался одним из самых дискуссионных на секции. Вопросы касались как изменения отношения к войне и насилию у В.С. Соловьева в разные периоды его творчества, так и соотношения противостояния злу через исповедничество, как это представлено в «Повести об Антихристе».
Доклад магистрантки кафедры религиоведения КФУ Ксении Александровны Капитаненко «Основные положения теологической концепции тёмной экклезиологии» обратилась к вопросу об основных характеристиках и истоках новой современной теологической концепции «темной экклезиологии» А. Шишкова. В докладе было заострено внимание на том, что «темная экклезиология» оказывается ответом на проблему усиления унитаристских тенденций в церковной среде, что более характерно для Католичества, чем для Православия.

Студент кафедры философии религии и религиоведения МГУ им. М.В. Ломоносова Вячеслав Андреевич Костылев рассказал об понятиях святости в древнеанглийских лечебных практиках на примере трактата «Lacnunga». Он отметил использование различных терминов для обозначения сакральных предметов и святых людей. В ходе обсуждения автор доклада подтвердил, что обращение к христианским текстам в лечебных древнеанглийских практиках носит характер магизма, когда имена христианских святых использовались для составления «целительных» заклинаний.

В докладе студента Тюменского государственного университета Азарянского Артема Александровича на тему «Понятие Востока и Запада в книгах Рене Генона» обсуждался вопрос о принципах разграничения этих понятий у французского традиционалиста XX века. Было отмечено, что различие выстраивается на основе принципа сохранения/упадка традиционных ценностей в жизни общества. Отвечая на вопрос о причине обращения Генона именно в ислам, докладчик указал на большую близость европейской традиции и исламской, что позволяет через обращение к более понятной, чем индуизм и конфуцианство, религии вернуть Запад к своим традиционным европейским корням.

Другой студент Тюменского государственного университета Даниил Павлович Белослудцев выступил с докладом на тему «Работы Рене Генона: академическая категория и традиционалистское учение», в котором поставил вопрос о возможности применять критерии научности к работам французского традиционалиста. Докладчик сделал акцент на том, что в случае предоставления Геноном своей диссертации десятилетием позже, она могла бы быть принята к защите без обвинений в ненаучности. Однако обсуждение доклада выявило необходимость методологически более четкого определения критериев научности в сфере социо-гуманитарного знания.

Работа секции завершилась докладом студента того же, Тюменского, университета Ильи Александровича Семенова, который рассказал о взаимовлиянии немецкой и скандинавской авестологии. Автор доклада особо остановился на взаимодействии ученых из Швеции, Дании и Германии на рубеже XIX–XX вв. Были затронуты вопросы их контактов с французскими авестологами.

Все доклады были сделаны на высоком научном уровне. Практически все доклады вызвали вопросы и активное обсуждение. Участники выразили благодарность руководителю секционного заседания, поблагодарили организаторов и пожелали им успешного развития традиции проведения ежегодной мартовской религиоведческой конференции.

Образование и наука