Состоялась встреча Главы Казахстанского Митрополичьего округа с Управляющим делами Московской Патриархии
Пасхальная благотворительная акция прошла в Алма-Ате
В праздник благоверных князей Петра и Февронии Муромских митрополит Александр совершил Литургию в Воскресенском кафедральном соборе города Кокшетау
В день памяти благоверного князя Александра Невского и преподобного Александра Свирского митрополит Александр совершил Литургию в Представительстве Митрополичьего округа в Москве
В музей Православной Церкви Казахстана переданы дневники священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского

7 декабря 2022 года. Церковно-исторический музей Православной Церкви Казахстана, созданный по инициативе и благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в 2015 году, продолжает пополняться ценными экспонатами.

Церковный историк и краевед, руководитель отдела церковной истории и канонизации святых Пермской митрополии монахиня Сергия (Королёва) передала митрополиту Александру дневники священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского.

Заметки, написанные рукой святителя и исповедника, датируются 1945 – 1955 годами. Митрополит Николай вел дневниковые записи на протяжении десяти лет, периодически излагая на бумагу свои впечатления, мысли и чувства. В дневниках представлены краткие рассуждения о вопросах духовной жизни, размышления над евангельскими текстами и житиями святых; иерарх делится эмоциями от участия в богослужениях и общения с верующим народом. Перед читателем дневников открывается драгоценная летопись жизни святого архипастыря и атмосфера церковной жизни в Казахстане в первое десятилетие после окончания Великой Отечественной войны.

Вместе с дневниками музею подарено письмо митрополита Николая своим духовным чадам, датированное 6 января 1954 года.

Еще одним уникальным экспонатом, переданным в экспозицию музея, стали келейные четки подвижника благочестия старца-святителя митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова).

В ходе состоявшегося общения с монахиней Сергией (Королевой) Глава Митрополичьего округа поделился планами по открытию в Алма-Ате мемориального дома священноисповедника митрополита Николая (Могилевского) и мемориального кабинета старца-святителя митрополита Иосифа (Чернова).

Публикуем несколько фрагментов из дневников священноисповедника митрополита Николая:

1945 год. Господи, благослови!
18-го июня был освобожден.
5-го июля получил назначение быть мне Архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским.
С 21-го августа был в Москве до 17/IХ.
22 октября выбыл в Алма-Ату, куда прибыл 26-го Х. Был встречен о. благочинным Михаилом Серебряковым, протодиаконом о. Михаилом и членом ц/с. Накануне 28-го служил первую Всенощную и Литургию в Казанской церкви. Вступительная речь – о трудностях служения пастырского; просьба молиться за нас, пастырей, приглашение сделать сбор нп сирот Священной войны. Собрано 1200 р.

1946 год. Январь.

21. Воскресение. Служил Божественную Литургию в Казанском храме в сослужении 6-и иереев. Слово: история защиты Православия Максимом Исповедником; его страдания за Истину и мученическая кончина; он образец исповедничества. Слова Иисуса Христа «кто исповедует Мя...» и обратное: «кто постыдится Мене...» Не подпадаем ли мы под 2-й приговор? Мы стыдимся многого: и ходить в храм, и звания христианина, и крестного знамения, даже иерей [стыдится]своего звания, рясы и под. ...вера есть мудрость превышающая человеческую всякую – а мы ее стыдимся; вера есть дар Божий; за нее умирали сонмы мучеников, она открывает истину бытия, Царство [Божие]и др., а мы стыдимся и считаем себя верующими... и бесы веруют... Мы стыдимся Христа, а Он не постыдился принять плоть, ясли, пелены, крест и пр...
Если так, мы напрасно носим имя Его – оно нас осудит; участь таких за гробом: Макарий преп. и череп; Чада мои! Не стыдитесь звания и веры, стыдитесь греха, худых дел, лжы, измены супругам, блуда и пр. Этот стыд приблизит вас ко Христу. «Буди милость Его на нас, якоже уповаем... да не постыдимся во веки-веков. Аминь».

1947 год. Январь.
1. Вторник. Всенощное бдение. Слово 1-е о праздн. Обрезания – для чего Господь обрезался? а) исполнить волю Божию и нам образ дать ко исполнению заповедей Божиих. б) доказательство Его человечества; если Он не человек, кого обрезывал Иосиф?.. в) оно есть образ духовного обрезания по Ап. Павлу. г) обрезание Иисуса Христа – показатель пророческий Его будущих страданий: здесь нож, там копие; здесь кровь и там кровь; здесь страдание, и там...
Прославление Его Снисхождению...
Призыв стоять с зажженными свечами. Второе по окончании службы: поздравление. Начало жизни Иисуса Христа в скромных условиях, и конец Его; здесь ясли, там крест; здесь ночь Вифлиема; там тьма и др... Вся жизнь Его в тернии и страдании. И наша жизнь от колыбели до гроба вся в страданиях: беды от страданий, беды на море... Христос терпел и мы должны терпеть. Христианину не свойственно уныние: с нами Христос! Мы должны быть бодры духом – мученики, подвижники... Претерпевый до конца той спасен будет...

1948 год. Январь.
14/25/-И – в г. Актюбинск, Челкар, Ново-Казалинск, Кзыл-Орда, Чимкент и Джамбул, предположено в них освящение храмов и молитвенных домов. Господи, помози нам!
С 14 и по 20-е февраля был в поездке по Епархии. Посетил города: Актюбинск, Челкар, Ново-Казалинск, Кзыл-Орда, Чимкент, Чапаевка, Тюлькубас, с. Ванновка и Джамбул. Освящал: в Актюбинске храм во имя кн. Владимира и там же предел во имя Архистратига Михаила; в Челкаре вновь выстроенный храм во имя Вознесения Господня; в Ново-Казалинске м. дом во имя Св. Троицы; в Сахарном заводе – м. дом новоустроенный во имя Покрова Божией Матери Сменил за [неразборчиво] в г. Чимкенте благочинного протоиерея Петра Ушакова, на его место назначен о. Николай Ширяев из Чапаевки. Слава Богу меня укрепившему! Аминь!

1949 год. Январь.
1. Пятница. Всенощная – благословение хлебов. Народа было в храме достаточно, помазывали в 2-х пределах. Пели певчие правого клироса. Слово: об обрезании Господа нашего Иисуса Христа.
Литургия. Обрезание заменено Св. Крещением – там даются имена и здесь. Значение имен христианских: они нас усыновляют с Богом; они делают нас участниками небесной чести, т. е. Святой небесной Церкви, общниками отдельно тех святых, имя коих носим. Если таково назначение Св. Имени, то их не не должно искажать – напр. «Кока», «Туся», «Муся»... Это оскорбление нашим святым. Они несут послушание пред Богом за нас.
О гадании на картах, о гадалках и пр., о «заговорах» болезней... Это не христианское дело, а сатанинское: что сокрыто Богом, того не домогайся; Апостолы» не [неразборчиво]... не ваше дело... чит. Евангелие – подчиняться надо Его промыслу. Гадания, обращение к знахарям приводят к сближению с диаволом – случай из жизни Св. Василия с юношей... Итак – не гадайте! А гадалки – не занимайтесь...

1950 год. Март.

20. Вербное Воскресение. Народу, молящихся храм не вмещал – много стояло вне храма. Раздачи верб от руки священников не было – порядок был по прошлому году (см. за 1949). Давка была невероятная по началу – после водворился порядок. Служба была весьма торжественная, вместо кафизмы пели концерт «Осанна, осанна...»
Литургий ранних было две. Приветствие и пожелание, чтобы наши частые «Осанна» не были похожи на «осанна» книжников и фарисеев, а на то «осанна, благословен грядый», каким будем встречать Господа Иисуса Христа во второе Его пришествие.

Культура и Искусство